?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у mosmetro в Электродепо «Северное» Московского метрополитена исполнилось 80 лет!

   История электродепо начинается весной 1932 года, когда на болотистые берега маленькой речки Чечера, вытекающей из Красного пруда, пришли строители. На отведённой площадке им надлежало соорудить Северное электродепо подвижного состава Московского метрополитена.



Строительство Северного электродепо (Леонид Великжанин, 1934 год)

   Строительство начали с сооружения железнодорожной ветки, которая должна была соединить парковые пути электродепо со станционными путями Северной железной дороги.
   Страна была ещё бедной, не было подъёмного оборудования и кранов, строители имели низкую квалификацию, опыт проектирования объектов метро отсутствовал. В силу этого здание электродепо имело низкие потолки и перекрытия крыш. Полы в электродепо были деревянные. Служебные помещения, ремонтные отделения, кабинеты и комнаты специалистов были маленькими с низкими потолками (второй этаж и сегодня имеет высоту около 3,5 метров).
   По проекту электродепо не имело цеха подьёмочного ремонта, не предусматривалось ни зала для собраний, ни помещения для занятий спортом, ни столовой. В Северном электродепо было сооружено девять канав для отстоя подвижного состава. Подъёмочный ремонт выполнялся в торце депо с помощью домкратов.



Северное электродепо (1935 год)

   После сооружения ж.д. ветки строительство объектов ускорилось, и уже в марте 1934 года здание электродепо и соединительная ветка к станции «Комсомольская» были вчерне построены.
   27 августа 1934 года на Мытищинском машиностроительном заводе было закончено изготовление первой метросекции, состоящей из моторного и прицепного вагонов. Северное электродепо ещё достроивалось, когда 24 сентября 1934 года сюда пришли первые два вагона: №1 - моторный (красного цвета) и №1001 - прицепной (песочного цвета). Им было присвоено обозначение «А». А уже 15 октября 1934 года первый состав вышел из электродепо на обкатку на участок «Комсомольская» - «Сокольники». Эта дата сейчас утверждена как День рождения самого первого электродепо Московского метрополитена.
   В электродепо началась наладка и отработка технологии обслуживания и ремонта вагонов, изучалась схема и конструкция вагонов, вносились изменения и усовершенствования. Одновременно шла интенсивная подготовка локомотивных бригад. Группу будущих машинистов укомплектовали выпускниками института инженеров железнодорожного транспорта, электромеханического техникума имени Красина и других учебных заведений. Некоторые пришли с электрифицированного участка Ярославской железной дороги.
   Когда партия позвала опытнейших машинистов электропоездов па первую подземную железную дорогу, И.И. Иванов, Н.С. Тимофеев и А.С. Трофимов пришли в Моссовет и сказали: «Хотим работать на метрополитене!». Перед ними стояла конкретная и крайне важная задача: в наикратчайшие сроки самим овладеть профессией машиниста поезда метрополитена и научить этому других. В историю московского метро их имена навсегда вошли как первых машинистов-наставников.
   30 декабря 1934 года в одном из помещений Северного электродепо собралась на свое заседание первая экзаменационная комиссия, дававшая права на управление поездами метрополитена. Комиссия оформила первое свидетельство: «Выдано гр. Иванову Ивану Ивановичу в том, что он имеет право самостоятельного управления электропоездами моторовагонной тяги метрополитена. Основание: акт испытания № 1, 30 декабря 1934 года». По второму акту такое же свидетельство получил А.С. Трофимов, по третьему - Н.С. Тимофеев.
   С января 1935 года, когда началась опытная эксплуатация участка «Сокольники» - «Комсомольская», до самого открытия метрополитена три учителя, не считаясь со временем, готовили новое пополнение. Их труд увенчался успехом: сорок машинистов и столько же начальников поездов получили путевку в жизнь.
   А такие машинисты, как Черняев, Большаков, Швецов, Чекмарев, Трусов, Данильченко, Селин, Иванов, Макаров, Широченков, Фролов и другие, к началу эксплуатации метрополитена не только самостоятельно водили поезда, но и обучали прикрепленных к ним практикантов.
   4 февраля 1935 года первый поезд прошёл по всей трассе, а через два дня – 6 февраля, почётными пассажирами метрополитена стали 2,5 тысячи делегатов VII Всесоюзного съезда Советов, а также колхозники-ударники. С 19 февраля началось регулярное учебное движение. В период обкатки трассы тысячи отличившихся трудящихся столичных предприятий получили пригласительные билеты на поездку в метро.
   26 апреля 1935 года электродепо «Северное» было официально принято в эксплуатацию.
   После открытия Московского метрополитена 15 мая 1935 года подвижной состав электродепо «Северное» обслуживал линию, которая начиналась от станции «Сокольники» и разветвлялась от станции «Охотный ряд» на два направления: до Парка культуры и Смоленской площади. С марта 1938 года электродепо «Северное» работало уже на двух самостоятельных линиях — Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской. С декабря 1938 года Арбатско-Покровскую линию стало обслуживать новое электродепо «Сокол», оставив «Северному» только Кировско-Фрунзенскую линию.
   8 марта 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны, в электродепо «Северное» был создан первый на метрополитене женский поезд во главе с машинистом-инструктором Екатериной Мишиной.



Депутат Верховного совета РСФСР, старший машинист электродепо «Северное» Е.Д.Мишина проводит занятие с молодыми специалистами (Анатолий Гаранин, 1949 год)

   Когда закончилась война, количество пассажиров на метрополитене стало резко возрастать. И хотя на Кировско-Фрунзенской линии число вагонов в составе уже с 1943 года увеличили до шести, провозной способности не хватало. Поэтому недостающие составы для электродепо «Северное» в 1946 – 1948 годах стали формировать из немецких вагонов, полученных в счёт репарационных поставок (они стали называться типа «В», т. е. «военные»). При этом часть вагонов типа «А» передали в электродепо «Сокол», чтобы увеличить их число на остальных двух линиях.



Делегаты от пионеров-школьников южной железной дороги, собравшие металлолом для шести вагонов метрополитена, изготовленных ММЗ совместно с администрацией депо «Северное» осматривают один из изготовленных вагонов поезда (Леонид Великжанин, 1960 год)

   В конце 1956 года открылся спорткомплекс в Лужниках, а на противоположном берегу Москвы-реки за Ленинскими горами начали возводить Юго-Западный район. В 1957 году Кировско-Фрунзенскую линию продлили от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная». Затем она «перешагнула» через Москву-реку и протянулась до Университета. Одновременно росли и размеры движения - с 36 пар в 1950 году до 40 пар в 1959 году шестивагонных поездов в час. С 1956 года на Кировско-Фрунзенской линии приступили к замене вагонов типа «В» и «А» на новые вагоны типа «Д».
   В последующие годы образовался район Новые Черёмушки, что потребовало на Кировско-Фрунзенской линии увеличить длину поездов с 6 до 7 вагонов. Москва продолжала строиться и линию продлили ещё на две станции – «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная». Одновременно развивалось и электродепо - сначала в 1958 году вступил в строй цех подъёмочного ремонта, а в 1960 году возвели второй корпус для отстоя составов.



Электродепо «Северное» (Михаил Березин, 2011 год)

   В 60-70-х годах группа специалистов-новаторов внедрила для поездов и ремонтного производства ряд высокоэффективных разработок.
   В августе 1990 года Кировско-Фрунзенскую линию (с ноября того же года переименованную в Сокольническую) продлили от станции «Преображенская площадь» до станции «Улица Подбельского» (сейчас – «Бульвар Рокоссовского). Одновременно на линии было образовано второе электродепо «Черкизово», для которого «северяне» готовили оборудование, вагоны и штат профессиональных специалистов.
   И сегодня многочисленные трудовые династии «северян» продолжают достойно нести трудовую эстафету практически во всех подразделениях Московского метрополитена.



Электродепо «Северное» (Анатолий Шестаков, 2010 год)


Tags:

Profile

gerhard_stark
2 колеса и километры дорог.
PromoDJ

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com